Автоматизированные системы и решения для управления персоналом 1000+ сотрудников

Проактивные выплаты - порядок оформления пособий в ФСС, используя сервис СЭДО

С нового года вступил в силу закон, касающийся порядка оформления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Проактивный (беззаявительный) формат выплат заключается в том, что Фонд Социального Страхования (ФСС) будет выплачивать деньги не по заявлению сотрудника, а на основании закрытых электронных листков нетрудоспособности. Теперь медицинская организация открывает и подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН), который затем направляется в ФСС. На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (или иную, охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (новая ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).

Взаимодействие ФСС и бизнеса предполагается сделать полностью электронным. Для этого компании и индивидуальные предприниматели должны были подключиться к сервису «Социальный электронный документооборот» (СЭДО).

Сведения о застрахованных лицах направляются страхователями при подаче заявления от работника, приеме работника либо при изменении сведений по его инициативе, а также при увольнении. Установлен срок для направления информации о застрахованных лицах (данных паспорта, адрес, СНИЛС и др.) — 3 рабочих дня с даты, в которую наниматель получил их от работника.

Для использования сервиса проактивных выплат пока идет переходный период. О дате окончания этого периода информация разнится, в любом случае, в ближайшие месяцы еще можно работать по-старому: получив номер ЭЛН от сотрудника, запросить в ФСС больничный и направить в фонд реестр прямых выплат. При этом новая схема тоже работает.

Первые три для больничного по-прежнему оплачивает работодатель.

В общем случае цепочка событий по выплате пособий выглядит так:

1. Медучреждение открывает работнику ЭЛН, информация о нем тут же попадает в ФСС.
2. ФСС запрашивает в ПФР информацию о работодателе.
3. ФСС направляет организации-работодателю уведомление об открытии ЭЛН по сотруднику. Это предварительное уведомление, которое не требует ответа со стороны организации.
4. После закрытия ЭЛН ФСС через СЭДО направляет организации запрос недостающих сведений для выплаты пособия – это и есть проактивные выплаты, фонд сам инициирует выплату пособий.
5. В течение 3-х рабочих дней организация обязана ответить на запрос ФСС – направить сведения для расчета пособия.
6. Если на стороне ФСС будут обнаружены проблемы при оформлении пособия, например, указанная банковская карта окажется заблокирована, то в адрес страхователя будет направлено извещение. У работодателя есть пять дней, чтобы дополнить документы.
7. ФСС выплачивает пособие работнику.

Электронный сервис предполагает наличие у работодателя довольно высокого уровня автоматизации, так как на своих сайтах ФСС и компании-владельцы сервисов СЭДО объявляют, что «можно подключиться к ЭДО через систему бухгалтерского и кадрового учета. В популярных программах это реализовано».

В российской полнофункциональной системе управления персоналом БОСС-Кадровик, одной из наиболее часто используемых крупными предприятиями страны, появились новые возможности по взаимодействию с ФСС в рамках проактивных выплат:

• отправка сведений о застрахованных лицах в ФСС;
• получение уведомления, что карточка застрахованного лица зарегистрирована в ФСС либо сообщение об ошибке;
• информирование о расхождении сведений с данными ПФР с целью проверки страхователем сведений, переданных в ПФР и в собственной учетной системе.
• Получение извещений ПВСО

Передать сведения о застрахованных лицах в ФСС с помощью системы БОСС-Кадровик очень легко, заполнив форму (рис. 1).

Сведения о застрахованном лице

Рис.1 Интерфейс Сведения о застрахованном лице

Интерфейс разделен на две части, где в верхней задаются ограничения по датам, подразделению, статусу. В нижней часть две закладки: список сведений о застрахованных лицах и информация о несоответствии.

Подготовить информацию о застрахованном лице для отправки в ФСС можно несколькими способами: для каждого работника отдельно или для целого списка. Данные будут сформированы на основе информации, находящейся в БД БОСС-Кадровик. При этом происходит проверка заполнения обязательных полей. Есть возможность предварительного просмотра данных, которые будут отправлены в ФСС.

Для отправки сведений о застрахованном лице в ФСС необходимо в списке отметить нужные записи галочкой и нажать кнопку Отправить сведения в ФСС.

Все операции по взаимодействию с ФСС в части СЭДО протоколируются, поэтому всегда можно посмотреть, что и когда было отправлено или получено.

журнал операций сэдо

Рис.2 Журнал операций СЭДО

Это еще не все. Необходимо получить уведомления о регистрации сведений о застрахованном лице, эти действия также предусмотрены программой. В зависимости от полученной информации от ФСС у записей в списке Сведения о застрахованном лице будет изменен статус. Например, если от ФСС придет информация, что сведения о застрахованном лице зарегистрированы, то соответствующая запись автоматически перейдет в статус «Принят в ФСС».

Таким образом, сведения о застрахованном лице зарегистрированы в ФСС и далее страхователь будет получать по нему сообщения через СЭДО (уведомления об статусах ЭЛН, запрос на недостающие сведения).

В целом, введение проактивных выплат – это очередной этап на пути к цифровой трансформации взаимодействия государства и бизнеса, который служит критерием развитости государства.